Хотите провести мероприятие или стать резидентом «Октавы»?

Будьте в курсе

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте первыми новости о мероприятиях кластера.

Спасибо, что подписались

Ошибка отправки, попробуйте снова

Молодые тульские художники на выставке «По ту сторону Тулы» покажут родной город непредвзято, без прикрас, но с любовью. Вы увидите другую, "потайную", "неоткрыточную" Тулу. На выставке представлены работы Олега Агафонова, Кати Бузовой, арт-группы Опус (Мария Головкина, Армен Аганесов, Елена Лузгина, Светлана Кошелева), будут проходить мастер-классы, ворк-шопы по архитектуре, работы с гипсовыми отливами и монотипии.

«По ту сторону Тулы» — роман Андрея Егунова, вышедший в 1931 году под псевдонимом «Николев» (в честь ещё более несуразного, чем сам Андрей, поэта XVIII века). Петергофский эстет и профессиональный специалист по античности, пытался отрефлексировать мучительное: как существовать таким, как он, «нетутошним», в новых исторических обстоятельствах.

Получилось занятно. Егунов отыгрывал фонетический синхронизм названия города на Среднерусской возвышенности и мифологемы «Ultima Thule». Головастые греки пытались выстроить координаты обозримого ими мира. Ultima Thule — это предел, порешили они. А что за ним? А за ним — Крапивенский уезд Тульской губернии, где находится паранормальная земля под названием «Ясная Поляна». И тамошний помещик Лев Толстой ничуть не меньше размерами, чем какой-нибудь греческий Зевс. Так решил уже Андрей Егунов, и туда отправил протагониста своего повествования.

Художники живут сейчас. Они не знают про «засекреченного» Егунова (что извинительно), про Льва знают (забудешь такого), а Зевсом не интересуются за ненадобностью. Крапивенского уезда уже давно нет. Как нет и той Тулы. Нет-нет, Тула есть. Её даже больше, чем было. Раньше Тула была закрытым городом, потому что тут делали оружие, а это — большой секрет. Закрытым — то есть невидимым. А теперь она стала видна. Но как видна? Каким боком? Каким образом?

Старина — это хорошо. Так решили, когда стало понятно, что с будущим не всё понятно. Кремль из никакого сделался хорошим. Потом на все эти «истоки идентичности» накатила волна туризма. Невидимая Тула сделалась открыточной. Красоты (кремль, Ясная Поляна, самовары и пряники) вдруг пошли в тираж. И художникам стало нечего рисовать. Не открытки же перерисовывать. Не пряничный же кремль и латунного Льва с крантиком.

И поэтому — по ту сторону Тулы. С обратной стороны открытки всегда есть послание. Художник без послания — ремесленник. А тут собрались художники. И вот, что у них получилось. Потайная Тула. Предел разумения. Что такое город по ту сторону себя? Что такое — город в себе?

Александра Кременец, куратор выставки «По ту сторону Тулы»

  • arts&culture developer
  • лауреат премии «Лучший молодой менеджер культуры-2017»
  • разработчик и преподаватель курса «Управление культурным брендом», НИУ ВШЭ (2019 - наст.время)
  • куратор, продюсер, Арт-резиденция «Никель» (2017 - наст. время)
  • начальник отдела, ГБУК «Объединение «Выставочные залы Москвы», Департамент Культуры г. Москвы (2014-2020)
  • занимается триатлоном